Вечера памяти
Сохранение памяти о председателях Союза театральных деятелей, которые смогли в тяжелейшие времена сберечь отделение, как место, где всегда поддержат, примут и вдохновят, очень важно для нас. Цикл вечеров памяти, как правило, приуроченных к знаменательным датам, был проведен по идее заслуженного работника культуры РФ, ветерана организации А.Д. Кернер. И это только один из поводов поговорить о тех, чьи глаза смотрят на нас с портретов парадной галереи Дома Актёра каждый день.
Первый председатель

Эраст Антонович Высоцкий (1907–1948), заслуженный артист РСФСР, первым повел театральных деятелей Урала разных профессий по неведомому еще полю творческого единения и взаимной помощи, возглавив Свердловское отделение. Беспризорник, рано потерявший семью, обладал широкого диапазона баритоном и поступил в Ленинградский музыкальный техникум. В 20-е годы начал работать в Ленинградском синтетическом театре, объединявшем коллективы оперы, оперетты, драмы и балета. Уже в 1927 году стал солистом Московской оперетты, в 1930-е – актером Крымгосдрамтеатра. Он поражал публику безукоризненными манерами и неотразимым обаянием. В Свердловск Эраст Антонович приехал в 1935 году уже сложившимся артистом и принёс с собой культуру вокала, речи, пластики, умение общаться с партнёрами.

Одной из самых блистательных стала роль графа Данило в оперетте "Веселая вдова". В этой роли на гастролях в Одессе Высоцкого видел известный театральный деятель, петербургский режиссер Александр Белинский: "Это был действительно редкий актер. Неповторимый, как каждый большой артист. Он не был красив, он был элегантен. Невысокого роста, но хорошо сложен. Пел мужественным баритоном, прекрасно танцевал и, что кажется невероятным, когда речь идет об опереточном герое, обладал великолепным чувством юмора. Высоцкий появился на просцениуме крохотного театра, изображая подвыпившего графа Данило. Цилиндр, черная накидка, белый шелковый шарф. Он запел: «Пойду к «Максиму» я, там ждут меня друзья…». Черноморский город сдался сразу, без всякого сопротивления. Когда-то вот так же покорил Одессу знаменитый сицилийский трагик ди Грассо. Каждая новая роль Высоцкого, каждый спектакль с его участием множил толпы поклонниц и поклонников. Да, да, поклонников! Это был не душка-тенор, это был Артист с большой буквы...». Но настоящей вершиной свердловского периода творчества Эраста Высоцкого, как в один голос утверждают историки театра, журналисты и критики тех лет, стала роль Паганини. Газета "Уральский рабочий" в 1941 году писала: "Впервые в РСФСР поставили эту оперетту в Свердловском театре музыкальной комедии. Яркий образ Маэстро создал з.а. РСФСР Эраст Высоцкий. Мрачная фигура, величественная осанка, презрительная ирония в обращении с придворными герцогского двора, сосредоточенная сдержанность и, в то же время, страстная порывистость, неукротимая энергия, железная воля - таковы черты образа Паганини, созданного Высоцким. Можно удивляться такой глубокой драматической разработке образа Паганини в опереточном спектакле, можно желать внесения в эту роль большей жизнерадостности, но нужно признать, что сценический образ Паганини в опереточном спектакле в исполнении Высоцкого чрезвычайно убедителен. Выразительно поет артист и свою музыкальную партию".

Редкий спектакль проходил без него, публика нуждалась в нём, он запоминался. И не только из-за совершенно особого нерва. Эрасту Антоновичу были подвластны образы разного плана: Тассило ("Марица"), Ахмет-бей ("Роза Стамбула"), Раджами ("Баядера"), Рене Пардессу ("Как её зовут"), Ахмет ("Табачный капитан"), Кукушкин ("Бронзовый бюст"), Андрей ("Холопка"), которые он всегда отделывал до мелочей, мастерски соединяя вокал с психологической выразительностью. Вокальное и актёрское исполнение Высоцкого были одинаково профессиональны и сочетались с большой культурой, знание жизни - со знанием законов сценического искусства, обаяние его образов - с обаянием духовно богатого человека.

Надо сказать, Высоцкий одним из первых в труппе осознал, что для того, чтобы театр развивался и рос, необходимо создавать новый, современный репертуар. С 1935 по 1944 год Высоцкий возглавлял всю творческую жизнь театра в качестве его художественного руководителя. Он был одержим созданием советской оперетты и писал, что не нужно прикрываться термином «музыкальная комедия». Благодаря ему в 1943 году на Всеосоюзном совещании по оперетте свердловский театр был назван лабораторией советской оперетты. Поставил как режиссер, поставил 14 спектаклей:10 из них - произведения советских авторов, 3 из них – впервые на сцене. Во второй половине 1930-х годов он начал подвергаться политическим репрессиям.

В 1935(1939?) году на учредительной конференции, по которой совсем не осталось материалов, Эраст Антонович был назначен первым председателем ВТО СТД. Создавались секции, актёрская и режиссёрская, формировались ячейки внутри театральных коллективов, разрабатывался план лекций и просветительской работы. Проводились вечера общения, чтобы завязать контакты с Тагильским, Ирбитским и Красноуфимским театрами, а так же коллективами художественной самодеятельности. На обсуждение премьерных спектаклей приглашались представители московской критики. Всё это происходило во время тяжелейшего времени политических репрессий. Этот маховик на Урале, в опорном краю державы, раскручен особенно сильно. Люди были запуганы. Начинать общественную активность в новом формате особого желания у них не возникало. Партия же, напротив, требовала этой активности для своеобразной, дополнительной формы контроля. Эта роль была самой трудной в жизни Эраста Высоцкого: роль между молотом партийном диктатуры и наковальней – людьми театра. Он последовательно спускал на тормозах идеологическую составляющую в работе молодой организации. Даже когда он критиковал кого-то, то избегал политических обвинений.

Союз тогда располагался в маленьком особняке на Пушкина. Места не хватало. И Высоцкий стал добиваться нового помещения. Он настаивал на том, чтобы на репетициях присутствовали представители других театров для последующего творческого диалога между коллективами.

Эраст Высоцкий рано ушёл из жизни в результате тяжёлой болезни, едва перешагнув порог сорокалетия. Болезнь заставила его в 1945 году уехать из Свердловска на юг, в Одессу. Вечер, посвященный ему, прошёл 14 февраля 2009 года в преддверии 75-летия Союза и включал в себя помимо встречи представителей театров города, выставку уникальных фотографии спектаклей того времени.

Следующим заступил на пост председателя отделения в 1940 г. Константин Тимофеевич Бережной. Информация о годах его правления не сохранилась.
У времени в плену

В творческой судьбе Ефима Александровича Брилля (1896–1959), заслуженного деятеля искусств РСФСР, на Урале были и трагические повороты, но, может быть, главное, что он сделал – дал возможность зрителям получать наслаждение от театра.

Ефим Александрович родился 13 (25) сентября 1896 г. в Кишинёве Бессарабской губернии в семье служащего Зиселя Хаимовича Брилля и домохозяйки Бейлы Абрамовны Калик. Режиссёрскую деятельность начал с постановки спектаклей в военном госпитале и провинциальных театрах в девятнадцать лет. В 1921 году окончил одесскую театральную студию Андрея Аркадьева и Лоренцо. Через два года сам начинает вести педагогическую работу. Работал в Кишинёве и Одессе. В 1926-1930 годах - режиссер театра драмы и с 1928 года главный режиссер ТЮЗа в Нижнем Новгороде. С 1930 года - режиссер театра Корша в Москве, режиссер Московского ТЮЗа, режиссер ЦТКА. С 1936 года - художественный руководитель и главный режиссер Горьковского драматического театра. С 1940 года - главный режиссер драматического театра в Ростове-на-Дону, откуда с началом войны его эвакуировался в Среднюю Азию, а в 1943 году Ефим Брилль был переведен на Урал, где стал художественным руководителем и главным режиссером Свердловского драматического театра.

Перед главным режиссером, помимо формирования театра, стояла не менее важная задача – поиск, взращивание, раскрытие потенциала артистов. Ефима Александровича вспоминают как прекрасного педагога, сыгравшего важную роль в жизни многих артистов. Он призывал: «Будем перевоплощаться!» Он утверждал, что раннее амплуа ограничивает возможности актера, и провозглашал: «Играем – все!». Брилль был из тех редких режиссеров, которые дают свободу выбора актеру – никакого деспотизма, только взаимопонимание.

В 1946 году вышло постановление «О репертуаре драматических театров», которое предельно идеологизировало театральную сферу. В свердловском драматическом из 17 постановок только 5 оказались основанными на актуальном материале. Нужно было менять репертуар. В результате произошло его измельчение: спектакли делались быстро и с учетом требований времени. Режиссер работал по-прежнему добросовестно, а творческие проекты реализовывал на других площадках, например, поставил «Отелло» в Театре оперы и балета. Продолжая уральскую линию, Брилль обратился к произведению Дмитрия Мамина-Сибиряка «Приваловские миллионы». Его трактовка отличалась от привычной, решил отказаться от подробного бытописания жизни первых промышленников и выйти на уровень обобщений, показывать деморализующее влияние капитализма. Вроде бы, идея, созвучная времени. Но нет, позиция режиссера многими не была принята. После публикации разгромной статьи в центральной газете Ефим Александрович был снят с должности. Параллельно с 1936 по 1952 годы он активно вёл общественную деятельность — председатель Горьковского, Ростовского-на-Дону, Свердловского отделений Всероссийского театрального общества.

С 1943 (1946?) года по 1951 год был избран на место председателя Союза театральных деятелей в Екатеринбурге.

С 1952 года он стал главным режиссером Башкирского театра оперы и балета в Уфе, с 1954 года - главный режиссер Челябинского драматического театра, с 1955 года - режиссер Киевского академического украинского театра им. И. Франко.

Ушел из жизни в Киеве 27 июля 1959 года.

21 апреля 2009 года в Доме Актёра театральный критик, ведущий специалист Управления культуры Администрации Екатеринбурга Лариса Петрова провела вечер памяти Ефима Александровича. Это было второе событие из цикла вечеров памяти выдающихся деятелей Свердловского театрального сообщества. Ученики, коллеги Мастера, зрители, театральные критики, студенты гуманитарных ВУЗов, ветераны сцены и любители театрального искусства ознакомились с архивные материалами из театральных музеев города и видеозаписями сцен из спектаклей Брилля. Ирина Заруцкая и Николай Любимов, артисты Театра оперы и балета, исполнили номера из оперы «Отелло» в память о мастере. В 1946 году Ефим Брилль совместно с художественным руководителем Оперного театра тех лет А. Маргуляном поставили эту оперу и были удостоены Сталинской премии.

Рыцарь театра

В 2012 году, ровно в день столетия со дня рождения Бориса Захаровича Молчанова (1912–1984), заслуженного артиста РСФСР, в Доме Актёра прошёл вечер его памяти. Сын актёра Борис Захаров родился в трудном 1912 году 2 апреля (16 ноября?) в Одессе. «Гражданская война, а мы жили в районах непрерывных смен властей: то красные, то белые, то греко-французы, то австрийцы, то немцы, то «зеленые», то григорьевцы, то просто необузданные банды», - вспоминает своё детство Борис Захарович, - Отец мой отдал театру жизнь. Начинал на дореволюционной сцене, в годы Октября и гражданской войны руководил театральными бригадами. За шефскую работу в воинских частях отцу присвоили звание почетного красноармейца. Не подумайте, что я показываю этот «семейный музей» ради хвастовства. Просто хочу, чтобы лучше поняли обыденную фразу, которую так часто повторяют многие: «О своей теперешней профессии мечтал с детских лет». Сколько нервов, помнится, перепортил отцу и матери. Родители даже мысли не допускали, что я когда-нибудь стану актером-профессионалом. После окончания школы уговорили пойти в механический техникум, потом в медицинский, потом... закончил, одним словом, музыкальный». В 1930-ом году он окончил в г. Сумы театрально-музыкальный техникум и сразу же поступил на четыре года в украинский передвижной театр «Шахтерка Донбасса». Он объездил все шахты Донецкого угольного бассейна. Играл в любых условиях — на земле и под землей. Оперативностью и злободневностью репертуара и, конечно, ярким его воплощением, театр полюбился шахтерам. Они подарили коллективу шахтерскую лампочку, «шахтерку», она и стала символом театра. Из маленького коллектива «Шахтерка Донбасса» вскоре превратилась в крупный театр. Актеры стремились работать в «Шахтерке», хотя театр по-прежнему оставался передвижным, кочующим по городам Украины. О работе Молчанова в спектакле «Суд» в те времена писали: «Хорошо сыграл комсомольца Эриха актер Молчанов. Энтузиаст, готовый отдать свою жизнь за партию, он вместе с тем не всегда может воздержаться от необоснованных поступков. Именно такого энтузиаста показал тов. Молчанов, сумевший вызвать овацию зала своей мечтой о Советском Союзе».

После поочередно раз в два года сменились в его биографии Николаевский драматический театр, Тульский драматический театр им. М. Горького, Азербайджанский государственный краснознаменный театр русской драмы в Баку. Молчанову уже дают роли в более сложном репертуаре: от «Доходного места» Островского в Николаеве до «Анны Карениной» Толстого в Туле. Молодого артиста критикуют за роль в «Марии Стюарт»: «Бледен и артист Молчанов в роли Мортимера. В первых двух актах он не заметен на сцене, хотя по замыслу автора это — героическая личность. Его жесты беспомощны, и зрителю приходится сожалеть, что яркий образ трагедии не доходит до сознания». И восхищаются ролью в «Каменном госте»: ««Каменный гость» смотрится с большим напряжением. Больше всего мне понравился Дон Гуан в исполнении артиста Молчанова. Талантливо изобразил артист тип пылкого ловеласа, который однако искренен в своем чувстве к донне Анне».

И вот 10 июля 1939 года Борис Молчанов в самом рассвете сил приезжает в Свердловск, где наконец оседает и становится актёром Свердловского драматического театра. Внешность, голос, манеры, мужское обаяние и умение носить костюм, — все это мгновенно располагало к нему зрителя и особенно зрительницу. Он умел быть очень разным и каждую свою роль оживлял умом и страстью. И уж тут ему достаются роли от Паратова до Антония, все герои – его. Пожалуй, каждый спектакль с участием Бориса Захаровича рецензируется свердловскими газетами. Любимец публики, Молчанов меньше всего походил на избалованную звезду. Он был неизменным участником шефских концертов и театральных капустников. Ему был органически присущ общественный темперамент. И что закономерно в 1952 году его избирают на пост председателя Правления Свердловского областного отделения ВТО. И пробудет на этом посту почти десятилетие.

Человек высокой культуры, блестящий оратор, он обладал подлинным общественным темпераментом и отличался самостоятельностью суждений. Не редко занимал независимую от партийного руководства позицию в деятельности творческой организации. Председатель горячо поддерживал забурлившую в те годы инициативу режиссеров, актеров, педагогов, критиков. Целеустремленно приглашал из Москвы и Ленинграда многочисленных представителей ВТО со свежими прогрессивными взглядами на жизнь и искусство.

Весной 1963 года проходила очередная отчетно-выборная конференция отделения, и обком КПСС не стал дальше терпеть деятельного, но неуправляемого лидера театральной общественности. На выборах делегатами конференции нового состава правления Б. З. Молчанов прошел единогласно при тайном голосовании. Правление сразу же собралось для выборов председателя, а его кандидатуру, «по протоколу» тех времен, имел право «рекомендовать» лишь представитель партийных органов. И тогда чиновник обкома КПСС назвал не председателя, который только что успешно отчитался о проделанной работе, а Леонида Давыдовича Охлупина, народного артиста России, Почетного гражданина города, многие годы бывшего парторгом в драмтеатре. Председателем правления был избран Охлупин. Борис Захарович тяжело пережил грубое отстранение от общественной деятельности, хотя в разговорах и письмах иронично именовал себя «экспредом». В скором времени известный, любимый в городе артист уехал из Свердловска. Меняя города и театры, он многие годы сохранял контакт с родным коллективом и друзьями, присылая телеграммы по печальным поводам и стихотворные юмористические послания — по радостным.

С января 1966 года актёр переезжает в Краснодар и остается там работать в драмтеатре, но встретили его неласково и уже через год едет во Львов, работает вплоть до своего отъезда в Москву в русский драматический театр Советской Армии. Львов, где он жил последние плодотворные творческие годы, был ему ненавистен из-за националистических умонастроений населения. Это выражалось не в театре, где его любили и ценили, а на бытовом житейском уровне. Будучи абсолютно русским по духу человеком, он очень страдал. Страдания разрушали его больное сердце.

Урны с прахом актёра и его жены актрисы Тамары Константиновны Залевской (1918-1994) хранятся в колумбарии Ваганьковского кладбища.

На вечере памяти в Доме Актёра присутствовала дочь Бориса Захаровича заслуженный деятель искусств России Ольга Молчанова. Ольга Борисовна поделилась воспоминанием: «Я как «театральное дитя» посещала все спектакли с его участием. Очень любила «Собаку на сене», где в заключительном монологе герой обращался летопись жизни и творчества 145 к женщинам в зале, говоря, как они прекрасны, и указывая на этих красавиц. Я всегда требовала, чтобы папа, когда я есть в зале, делал жест в мою сторону. И вот однажды я пришла с девочкамиподружками на третий акт спектакля. Не сообразив, что папа о моем визите не знает (а сидела я всегда в ложе главрежа, что повыше партера слева) — я пообещала девчонкам, что он на нас обязательно покажет. Каково же было мое огорчение, что папа проигнорировал ложу, делая жесты куда угодно, но не в наше сторону. Я возмутилась, вскочила с месте и на весь зал завопила: «Папа! А я-то!!!». Зал «грохнул». Я с рыданиями, посрамленная перед подружками, убежала за кулисы. Этот эпизод вошел в «семейную» историю нашего театра — лучшего театра Страны. Потому что там работал мой Папа, и я была самой счастливой дочерью». Так же на вечере выступали артисты Театра драмы разных поколений: народная артистка России Екатерина Ляхова, заслуженный артист России Игорь Кравченко, Татьяна Малинникова, Павел Крутяков, лауреат Премии им. народного артиста СССР М. Царева Андрей Русинов.

Охлупень-конек крыши дома, скрепляющий скаты кровли

В день столетия со дня рождения 14 апреля 2015 года прошёл вечер памяти народного артиста РСФСР, почетного гражданина г. Свердловска Леонида Давидовича Охлупина (1915–1983), артиста основавшего династию.

Сын сапожника Давыда Федоровича и Ксении Семеновны, воспитавших пятерых детей из посёлка Полевской Пермской губернии. Увлечение Леонида театром началось еще в детстве, когда с ребятами школьного кружка он, самодеятельный режиссер, ставил небольшие пьески «Девятый вал», «Великий коммунар». Показывал спектакли сначала в соседних дворах посёлка, а потом и в соседних сёлах, куда добирался на лыжах. Окончил семилетку, полтора года проучился в ФЗУ. В 1931 году Иван Васильевич Глазырин организовал в Полевском полупрофессиональный театр, и Леонид Давыдович стал его актером. Из книги Анатолия Панфилова «Свердловский драматический театр», издание 1957 г.: « Примечательна творческая биография Л.Д. Охлупина. Он пришел в театр в 1932 году в числе участников художественной самодеятельности Полевского завода. Вспоминая свои первые сценические шаги, Охлупин рассказывает: «Во время работы Б.Захавы над «Достигаевым» заболел один актер, и мне срочно дали готовить роль смазчика. Радость была огромной и двойной: работа с Захавой и пьеса любимого мной писателя. Всю ночь зубрил роль, решил играть героя- представителя пролетариата, а на утро на репетиции Захава говорит: «Голубчик мой, зачем же вы героя играете, надо играть простого человека». Сел рядом со мной и объяснил, что чувствовал смазчик, когда он впервые попал в господский дом, как он выглядел, придя сразу после работы. Слова Захавы заворошили мои мысли, я задумался над тем, как и в маленькой роли нужно искать живой человеческий характер, жить на сцене правдой жизни». В 1932 году перебрался в Свердловск, где начал обучение в театральной студии Свердловского драматического театра. По окончании обучения был принят в основной состав труппы. После выдержал экзамен и был принят в труппу Свердловского драматического театра. В трудовой книжке — единственная запись: "18 марта 1932 года принят актером..." В послужном списке — около 200 ролей. В репертуаре — Достоевский и Гауптман, Тургенев и Шоу, Толстой и Чехов, множество других известных фамилий. Заслуженный деятель искусств РФ, художественный руководитель Свердловского драмтеатра. Александр Соколов писал о нём: «Разносторонний бытовой характерный актер. Ему доступны роли и драматические, и комедийные, зрелый мастер, умеющий самостоятельно разрабатывать внутреннюю психологическую партитуру роли и находить острую, выразительную форму. Артисту свойственны собранность, целеустремленность, добросовенность, он не разделяет роли на «большие» и «малые»- в любую вкладывает все свои силы, весь опыт, талант. Артисту сопутствовал успех и в ролях классического репертуара, и в пьесах советских авторов». Л.Д. Охлупин ведет большую общественную работу. Он многолетний, бессменный член художественного совета театра, член областной тарификационной комиссии, в течение 14 лет был секретарем партийного бюро театра, избирался членом городского комитета партии. С 1963 года был избран председателем Свердловского отделения СТД. В годы его правления произошло одно из важнейших событий в жизни отделения – в 1981 году решением исполкома Свердловского областного совета народных депутатов старинный особняк на 8 Марта, 8 передан Свердловскому отделению. А. Кернер пишет о нем: «У него была дисциплинированность многолетнего парторга театра, к тому же перед глазами стояла судьба его предшественника и коллеги. Обладая трезвым, здравым пониманием социальной ситуации Л.Д. часто говорил: «Плетью обуха не перешибёшь…», «Выше головы не прыгнешь…». Он сумел в отношениях с властью, соблюдая субординацию, сохранить достоинство и отстоять интересы театрального сообщества».

Народный артист РФ, профессор ЕГТИ В. И. Марченко на вечере памяти Леонида Давидовича вспоминал: «В его поведении имелась своя мудрость: на рожон никогда не лез, но и игрушкой в чужих руках никогда не был. И обижать актеров не давал. А самое, может быть, главное – твердокаменностью не отличался. Да, исполнителен, да, несколько консервативен. Дисциплинированность многолетнего парторга театра он внес и в деятельность Свердловского отделения ВТО, что во многом способствовало обретению своего Дома актера».

Ушел из жизни 25 апреля 1983 года в Свердловске, оставив после себя сына Игоря Охлупина, который стал артистом театра им. Маяковского и получил звание народный артист РСФСР и внучку артистку Малого театра, народную артистку России Алёну Охлупину.

Брал на себя многое и за многое отвечал

Народного артиста СССР Владимира Акимовича Курочкина (1922 – 2002) знали все актеры, музыканты, композиторы, искусствоведы, студенты Урала и России. Масштаб его личности и авторитет были и оберегом и направляющей силой в многообразной деятельности Свердловского Отделения. Он родился 7 мая 1922 года в Астрахани в семье служащего. В 1939 окончил Свердловское музыкальное училище им. П. И. Чайковского по классу фортепиано. Ушёл на войну, а после, в 1946 году, поступил в студию Свердловского театра драмы, в 1951 — факультет журналистики Уральского университета им. А. М. Горького, в 1962 — Высшие режиссёрские курсы при ГИТИСе (Москва).

Сценическую деятельность начал в 1946 году в Свердловском театре драмы. В 1946—1963 годах — актёр, в 1963—1986 — главный режиссёр Свердловского театра музыкальной комедии. Владимир Курочкин отдал сцене Свердловского театра музыкальной комедии свою молодость, и за 17 лет сыграл 70 ролей. Среди них были простаки и романтические герои, но маленький или великий - это всегда был человек, характер, а не просто театральная маска. Критика называла его "блистательным мастером острого рисунка роли" и прочила ему первенство в амплуа комика-буффона. Но сам Владимир Акимович решил иначе. Он стал режиссером. Работал над созданием репертуара советской оперетты, поставил впервые в Свердловске зарубежные и советские мюзиклы. Привлекал к сотрудничеству самых талантливых композиторов: Ю. Милютина, В. Мурадели, В. Баснера, Г. Гладкова. Две трети его спектаклей шли с пометкой на афише «Первое исполнение в СССР». Всего поставил около 50 спектаклей. Среди наиболее известных постановок: «Девушка с голубыми глазами» В. И. Мурадели, «Рыцарь Синяя Борода» Ж. Оффенбаха, «Хелло, Долли!» Дж. Хермана, «Свадьба с генералом» Е. Н. Птичкина, «О, милый друг» В. М Лебедева и др. Среди экспериментальных постановок: сатирический памфлет «5000000 франков», созданный на основе неиспользованного киносценария И. Ильфа и Е. Петрова; публицистической по духу «Калифорнийский сувенир» Л. В. Афанасьева, спектакль-диспут «Бородатые мальчики», спектакль «Белая ночь» (музыкальная хроника с подзаголовком «Последние дни Романовых») Т. Н. Хренникова, спектакли на тему Великой Отечественной войны. Стремился к расширению тематики и проблематики оперетты. Постановщик первого в СССР мюзикла — «Чёрный дракон» Д. Модуньо и Ю. Ф. Уткина. При нём коллектив театра в 1983 году был награждён орденом Трудового Красного Знамени, а спустя три года получил звание «Академического» (первым среди театров оперетты).

Он мечтал сделать оперетту интеллигентной, а чтобы добиться этого, нужно было руководить творческим процессом, увлечь своей идеей не только коллег-актеров, но и либреттистов и композиторов. То было веление времени: зритель 60-70 годов был интеллектуалом. Высшее образование, широкий кругозор, а отсюда - взыскательность. Легкость не значит облегченность, ибо она всегда лазейка для пошлости, а именно от этого и хотел освободить любимый жанр режиссер Курочкин. Он считал, что даже самая талантливая музыка самого замечательного композитора не спасет спектакль, если "хромает" либретто. Он убеждал - писать надо умнее. И он искал авторов, если нужно, помогал дорабатывать текст, писал сам. Он привлекал к сотрудничеству самых талантливых композиторов: Ю.Милютина, В.Мурадели, В.Баснера, Г. Гладкова. И - экспериментировал, как бы пробовал жанр на гибкость и прочность. Удачно или нет, но он всегда был в творческом поиске. Он поставил сатирический памфлет "5000000 франков", созданный на основе неиспользованного киносценария И.Ильфа и Е.Петрова, публицистической по духу "Калифорнийский сувенир", спектакль-диспут "Бородатые мальчики", спектакль "Белые ночи" - собственно, музыкальную хронику с подзаголовком "Последние дни Романовых". Языком оперетты рассказал о Великой Отечественной войне в спектакле "Черная береза". Темы эти, кажется, далеки от жанра музыкальной комедии, но на первом этапе своего творческого взлета Курочкин стремился именно к расширению тематики и проблематики оперетты.

С его легкой руки сцену театра оперетты завоевал мюзикл. Первый - "Черный дракон" Д.Модуньо и Ю.Уткина - появился на сцене Свердловского театра музыкальной комедии.

Надо сказать, что в 60-70 годы театр называли "лабораторией советской оперетты" не случайно. Две трети спектаклей режиссера Курочкина шли с пометкой на афише "Первое исполнение в России". При нем коллектив театра в 1983 году был награжден Орденом Трудового Красного Знамени, а спустя три года получил звание Академического. Первым среди театров "легкого жанра". На его спектакли съезжались со всей страны посмотреть, каковы "Девушка с голубыми глазами", "Рыцарь Синяя Борода", "Хэлло, Долли" в постановке Курочкина, какими находками удивит, потрясет, заворожит...

А Владимир Акимович продолжал искать. Завоевав новые тематические пространства и расширив границы жанра (получилось ведь!), он обратился к отечественной и зарубежной литературной классике, поставив Чехова - "Свадьбу с генералом" и Мопассана - "О, милый друг". Позже возродил спектакли "Табачный капитан" В.Щербачева, "Девичий переполох" Ю.Милютина.

В течение 10 лет он не ставил классику оперетты, так как признавался, что его "держало за руку качество либретто". Действительно, многочисленные режиссерские прочтения, конъюнктурные правки до неузнаваемости изменили первоначальные варианты многих оперетт. Но Курочкин обратился к ним лишь тогда, когда убедился, что сможет, сделает, то есть освободит их от многолетних штампов и наслоений и сумеет вдохнуть в них новую жизнь. А потом, буквально в течение двух сезонов, на сцене появились спектакль-концерт "Имре Кальман" и его "Веселая вдова" с новым текстом либретто В.Масса и М.Червинского. В изначальном варианте либретто этого спектакля Курочкин лишь сменил акцент, придав ему иронический оттенок. И "старушка вдова" помолодела, похорошела и прекрасно вписалась в современность. С тех пор классика прочно заняла подобающее ей место в репертуаре театра: "Фраскита" В.Легара, "Цыган-премьер", "Графиня Марица" И.Кальмана,

Да, театру повезло с режиссером Курочкиным, но нельзя не заметить, что и ему повезло с театром. Он начинал не на пустом месте. От предшественника Г.И.Кугушева ему достался "звездный" коллектив, и он сам был одним из них. Он начинал с такими классиками сцены, как М.Викс, Н.Энгель-Утина, А.Маренич. Ему достались традиции театра, которые он сумел сохранить и приумножить, - это "чистота помысла", высокое мастерство и чуткое отношение к актеру. Все, кто с ним работал, единодушно утверждают, что он был "актерским режиссером от Бога". У Владимира Акимовича было обостренное чутье на таланты. Он не только сохранил коллектив, но и заполнил пустующие ниши, объезжая выпускные спектакли по всей стране, рекрутируя таланты потенциальные, еще не амбициозные, а найдя, пестовал не лелея, совершенствовал не холя. "Он меня высмотрел, когда я бегала в массовке спектакля "Фиалка Монмартра", - делится воспоминаниями Г.Петрова. - Я тогда училась в ГИТИСе и, конечно же, мечтала попасть на сцену прославленного Свердловского театра. Владимир Акимович - моя счастливая судьба". А главный балетмейстер театра В.Разноглядов добавляет: "Я был настолько восхищен его талантом актера и режиссера, что даже представить не мог, что он позвонит мне сам и предложит стать главным балетмейстером лучшего театра страны, возьмет в свою команду. Это был восторг. Я не раздумывал ни минуты".

Режиссер Курочкин был одинаково требователен к "звездам" и начинающим и одинаково внимателен. Он умел создать комфортную обстановку для всех. "Когда он вальяжной походкой заходил в театр, - вспоминает народная артистка России Надежда Басаргина, - он заполнял все пространство светом и теплом, которое шло от него". В глаза и за глаза его называли "папой", что возможно только в дружной семье, а быть таковой - почти нонсенс для театрального коллектива, где испокон веков соперничество и конфликты - явление обычное. Как ему это удавалось? Во-первых, по отзывам коллег, он обладал колоссальной внутренней культурой, был безмерно порядочен. Во-вторых, он "брал на себя многое и за многое отвечал, и актеры верили ему бесконечно". Превращение оперетты в театр-ансамбль - одно из главных достижений Курочкина, на котором зиждется успех театра. А он был несомненным.

Каждое представление становилось праздником, давая заряд энергии и оптимизма и актерам и зрителям. Мы, молодые тогда и бескомпромиссные, увлеченные физикой, геологией, медициной, журналистикой, - все одинаково любили свою музкомедию. Мы ходили - кто на премьеры спектаклей, кто на Алису Виноградову, Виктора Сытника или Галину Петрову, кто на Легара и Кальмана. Не будучи завзятыми театралами, искусствоведами, мы не обращали внимания на фамилии режиссера, дирижера, балетмейстера, мы стремились в театр, потому что там всегда была атмосфера праздника, высокого накала страстей, там была великолепная игра актеров, потрясающая музыка, изумительные костюмы и декорации, - там было высокое искусство.

Он заведовал кафедрой музыкальной комедии в Уральской государственной консерватории с 1965 года, возглавлял Свердловское отделение Всесоюзного театрального общества.

С 1970 года — член центрального Правления Всесоюзного театрального общества (ВТО), а с 1983 (1984?) избран главой Свердловского отделения ВТО.

Но в 1986 с ним, как говорят коллеги, что-то случилось. Так же внезапно, как когда-то перестал играть, он оставил Свердловский театр. Он стал говорить о себе, как о режиссере музыкального театра, и уклонялся от объяснений. Ему было 64 года. Возможно, он "перерос" легкий жанр, возрастное мироощущение требовало иной сцены иного масштаба, вероятнее всего, им овладели новые идеи. Во всяком случае, проработав два года с 1986 ого в Московском государственном театре оперетты два года, параллельно преподавая в ГИТИСе и Московском музыкальном училище им. Гнесиных, он перебрался в Пермь художественным руководителем и главным режиссером Пермского театра оперы и балета им. П.И. Чайковского. Здесь он поставил "Евгения Онегина", который стал значительным событием в жизни города, и "Скупого рыцаря", "Мадам Баттерфляй", "Трубадура" на итальянском языке, "Самсона и Далилу" на французском, во многом экспериментальный спектакль «Три сестры Прозоровы». Последней его большой работой была новая редакция оперы Р.Леонковалло "Паяцы". Осуществил в России и за рубежом постановку более 100 спектаклей и телефильмов. Автор либретто оперетт и трёх опер.

Скончался 19 марта 2002 года в Москве. Похоронен в Екатеринбурге на Широкореченском кладбище. В Екатеринбурге проводится Международный конкурс молодых артистов оперетты и мюзикла имени Народного артиста СССР В. А. Курочкина. В 2003 году памяти В. А. Курочкина был посвящён поставленный в Екатеринбургском театре музыкальной комедии спектакль «Парк советского периода» (режиссер — народный артист РФ К. С. Стрежнев). На здании Екатеринбургского театра музыкальной комедии установлена мемориальная доска.

Дом, который построил он

Народный артист РСФСР Юрий Петрович Васильев родился в Нижнем Тагиле 20 февраля 1929 года. В 1951 году окончил Ленинградский театральный институт имени А. Н. Островского и сразу после окончания поступил на службу в Свердловский театр драмы, в котором проработал до 1993 года. Многоплановый актер, с одинаковым успехом исполнявший психологические и характерные роли в таких спектаклях как «Валентин и Валентина» М. Рощина, «А зори здесь тихие» Б. Васильева, «Трамвай «Желание»» Т. Уильямса, «Оптимистическая трагедия» В. Вишневского, «Мещане» М. Горького. Получил звание народного артиста РСФСР и Орден Трудового Красного Знамени. Был секретарем парторганизации КПСС театра. Работал с актёрами Ачитского народного театра. Снялся в фильмах «В погоне за славой» (1956), «Ваня» (1958), « Кочующий фронт» (1971), «День семейного торжества» (1976), «Только вдвоем» (1976) и других.

В 1986 году Васильев был избран на пост председателя СО СТД (ВТО). Именно при нём начались ремонтные работы в старинном особняке на 8 Марта, 8.После капитального ремонта 31октября 1988 года он открыл Дом Актёра. В своей книге «О долгой дороге к дому» А. Кернер пишет об этом моменте: «Зимой 1987 года в старинном особняке, предоставленном Свердловскому отделению Всероссийского театрального общества для размещения Дома Актёра наконец, закончилась очередная пауза в ходе ремонта, длившегося третий год. Развернулась реконструкция цокольного этажа здания, началось сооружение зрительного зала и сцены на втором этаже. Юрий Петрович Васильев, народный артист России, председатель правления отделения, взвалив на свои плечи не только контроль, но и общее руководство ходом работ, по пятницам «обходит владения свои»… Из развороченного подвала, минуя отреставрированные нарядные гостиные, мы поднялись наверх, и я порадовалась тому, как былые служебные комнаты на глазах превращаются в театральное помещение. Ю.П. выглядел усталым и озабоченным. Когда мы вышли в верхнее фойе, он с печалью и болью сказал мне: «Знаешь, вот пройдет несколько лет, все будут восхищаться результатам и все забудут про процесс». Я тогда почувствовала: он считает очень важным, чтобы помнили о длительном и тяжком пути создания дома».Ю.П. всегда вела его натура подлинного общественного деятеля, личности с высоким чувством долга, с умением увлечь людей и, как он выражался, направить их энергию в мирных целях. В течение двух лет с половиной лет изо дня в день он истово занимался Домом. Занимался как итоговым делом своей жизни. Через два года, когда истек срок выборов, Он был утомлен, болен и отказался выдвигать свою кандидатуру. А еще через два года, на шестьдесят пятом году, он ушёл из жизни. И он по праву хотел, чтобы «помнили о процессе».

Похоронен на Широкореченском кладбище в Екатеринбурге.

Вечер памяти Юрия Петровича подготовил и провел С.П. Гамов, заслуженный артист РФ, художественный руководитель Дома Актера в то время.

Он был рядом, когда было сложно

Заслуженный работник культуры РФ Михаил Вячеславович Сафронов (1949 – 2019) почти десять лет возглавлял Свердловское отделение СТД РФ. Его девиз «Ничего важнее театра быть не может!». В этом и заключается его многогранная общественная деятельность во благо членов Союза на всех уровнях власти. Он обладал редкостным качеством – трепетным и действенным отношением к сохранению исторической памяти об ушедших театральных деятелях и их семей.

Михаил Вячеславович родился 10 апреля 1949 года в Ирбите Свердловской области, но профессиональную карьеру начал в Минске: после окончания в 1972 году Белорусского государственного театрально-художественного института по специальности «режиссер театра» он работал секретарем комитета ВЛКСМ Белорусского государственного театрально-художественного института с перерывом на службу в рядах Советской Армии. В 1975 году Сафронов вернулся на Урал, став заместителем заведующего отделом пропаганды и культурно-массовой работы Свердловского обкома ВЛКСМ.

Уже в 30 лет от роду Михаил Вячеславович возглавил Свердловский театр юного зрителя. Прослужив в ТЮЗе пять лет, он продолжил работу инструктором отдела культуры Свердловского обкома КПСС, а затем - с 1985 по 1996 год - был начальником Управления культуры администрации Свердловской области. На протяжение последних 19 лет Сафронов вновь руководил театрами: сначала (1996-1999) Свердловским академическим театром драмы, а с 1999 года до настоящих дней - Свердловским академическим театром музыкальной комедии.

И стал продюсером самых ярких постановок музкомедии последних лет: «www.силиконовая дура.net», «Екатерина Великая», «Мертвые души», «Алые паруса», «Белая гвардия». Он награжден юбилейной медалью «100-летие со дня рождения В.И. Ленина» (1970) и орденом Почета (2008). Под его руководством Свердловский театр музкомедии сыграл больше десятка мировых премьер и привез в Екатеринбург 17 высших национальных театральных премий «Золотая маска».

Сафронов вел до последнего дня активную общественную деятельность: возглавлял Ассоциацию театров Урала и Совет руководителей театров Свердловской области, был вице-президентом общественной организации «Уральское землячество», членом правления Ассоциации музыкальных театров и Гильдии театральных менеджеров России. Инициатором принципиально новых форм театральных праздников - так, каждый юбилей любимого театра он отмечал международными слетами собратьев по искусству, работали "круглые столы" по проблемам музыкальных жанров, проходили фестивали и мастер-классы, устанавливались творческие связи и генерировались новые творческие идеи. Он был инициатором Конкурсов молодых артистов оперетты и мюзикла имени Владимира Курочкина, которые проходят в Екатеринбурге каждые два года.

В 2010 году Михаила Вячеславовича избрали на пост главы СО СТД (ВТО). Под его руководством Отделение находилось в постоянном контакте с театрами города и области, успешно проходили крупнейшие театральные фестивали, в том числе один из главных проектов СТД – фестиваль «Браво». В молодёжной политике яркими событиями стали областные семинары творческой молодёжи, собиравшие молодых людей из России и зарубежья. Реализовывались многочисленные творческие проекты: «Открытая сцена» (представление самостоятельных творческих работ членов союза в Доме Актера), арт-кофе «Бурквмного.net» (своеобразный клуб любителей русской словесности), «Дом, не знающий границ» (организация встреч с писателями, драматургами, актёрами, продюсерами), «СтихоТанцы» (стихо-танцевальные вечера в Доме Актёра), «Пасхальная неделя» (семейные праздники), «Арт-налёт» (проект, дающий возможность театрам и творческим коллективам Екатеринбурга и Свердловской области представлять на сцене Дома Актера свои спектакли и постановки). По инициативе Михаила Сафронова и театрального критика и Ларисы Барыкиной основан международный фестиваль современного танца «На грани». Появились межрегиональные театральные фестивали, а так же областной фестиваль-конкурс театральных капустников «Золотая кочерыжка», спортивно-театральные состязания «Театралиада». Реорганизован и возрожден Благотворительный театральный Фонд «Общество вспоможения». Одним из следующих направлений все годы правления Сафронова оставалась социально-бытовая помощь и всемирная поддержка ветеранов Союза.

Он был деловым человеком романтической закваски и крепко верил в то, что культура - жизнеобразующая категория, от нее зависит в стране все: наука, развитие техники, экономика, качество самой жизни. И его искренне тревожило, что культура у нас сегодня никак не может пробиться в число национальных приоритетов: "Это беда - ведь от нее зависит и наше настоящее, и наше будущее". Он был человеком, абсолютно свободным от любой спеси и чиновничьего зазнайства - веселым, остроумным, изобретательным, хлебосольным, умевшим дружить, искренне влюбленным в общее дело и отдававшим ему себя без остатка.

Композитор Александр Пантыкин сказал: «Это человек, который думал о будущем театра, это человек, который понимал, что без эксперимента невозможно идти вперед, и он вкладывался в это. Это человек – эпоха, благодаря которому мы все стали немного лучше».



Made on
Tilda