Брал на себя многое и за многое отвечал
Народного артиста СССР Владимира Акимовича Курочкина (1922 – 2002) знали все актеры, музыканты, композиторы, искусствоведы, студенты Урала и России. Масштаб его личности и авторитет были и оберегом и направляющей силой в многообразной деятельности Свердловского Отделения. Он родился 7 мая 1922 года в Астрахани в семье служащего. В 1939 окончил Свердловское музыкальное училище им. П. И. Чайковского по классу фортепиано. Ушёл на войну, а после, в 1946 году, поступил в студию Свердловского театра драмы, в 1951 — факультет журналистики Уральского университета им. А. М. Горького, в 1962 — Высшие режиссёрские курсы при ГИТИСе (Москва).
Сценическую деятельность начал в 1946 году в Свердловском театре драмы. В 1946—1963 годах — актёр, в 1963—1986 — главный режиссёр Свердловского театра музыкальной комедии. Владимир Курочкин отдал сцене Свердловского театра музыкальной комедии свою молодость, и за 17 лет сыграл 70 ролей. Среди них были простаки и романтические герои, но маленький или великий - это всегда был человек, характер, а не просто театральная маска. Критика называла его "блистательным мастером острого рисунка роли" и прочила ему первенство в амплуа комика-буффона. Но сам Владимир Акимович решил иначе. Он стал режиссером. Работал над созданием репертуара советской оперетты, поставил впервые в Свердловске зарубежные и советские мюзиклы. Привлекал к сотрудничеству самых талантливых композиторов: Ю. Милютина, В. Мурадели, В. Баснера, Г. Гладкова. Две трети его спектаклей шли с пометкой на афише «Первое исполнение в СССР». Всего поставил около 50 спектаклей. Среди наиболее известных постановок: «Девушка с голубыми глазами» В. И. Мурадели, «Рыцарь Синяя Борода» Ж. Оффенбаха, «Хелло, Долли!» Дж. Хермана, «Свадьба с генералом» Е. Н. Птичкина, «О, милый друг» В. М Лебедева и др. Среди экспериментальных постановок: сатирический памфлет «5000000 франков», созданный на основе неиспользованного киносценария И. Ильфа и Е. Петрова; публицистической по духу «Калифорнийский сувенир» Л. В. Афанасьева, спектакль-диспут «Бородатые мальчики», спектакль «Белая ночь» (музыкальная хроника с подзаголовком «Последние дни Романовых») Т. Н. Хренникова, спектакли на тему Великой Отечественной войны. Стремился к расширению тематики и проблематики оперетты. Постановщик первого в СССР мюзикла — «Чёрный дракон» Д. Модуньо и Ю. Ф. Уткина. При нём коллектив театра в 1983 году был награждён орденом Трудового Красного Знамени, а спустя три года получил звание «Академического» (первым среди театров оперетты).
Он мечтал сделать оперетту интеллигентной, а чтобы добиться этого, нужно было руководить творческим процессом, увлечь своей идеей не только коллег-актеров, но и либреттистов и композиторов. То было веление времени: зритель 60-70 годов был интеллектуалом. Высшее образование, широкий кругозор, а отсюда - взыскательность. Легкость не значит облегченность, ибо она всегда лазейка для пошлости, а именно от этого и хотел освободить любимый жанр режиссер Курочкин. Он считал, что даже самая талантливая музыка самого замечательного композитора не спасет спектакль, если "хромает" либретто. Он убеждал - писать надо умнее. И он искал авторов, если нужно, помогал дорабатывать текст, писал сам. Он привлекал к сотрудничеству самых талантливых композиторов: Ю.Милютина, В.Мурадели, В.Баснера, Г. Гладкова. И - экспериментировал, как бы пробовал жанр на гибкость и прочность. Удачно или нет, но он всегда был в творческом поиске. Он поставил сатирический памфлет "5000000 франков", созданный на основе неиспользованного киносценария И.Ильфа и Е.Петрова, публицистической по духу "Калифорнийский сувенир", спектакль-диспут "Бородатые мальчики", спектакль "Белые ночи" - собственно, музыкальную хронику с подзаголовком "Последние дни Романовых". Языком оперетты рассказал о Великой Отечественной войне в спектакле "Черная береза". Темы эти, кажется, далеки от жанра музыкальной комедии, но на первом этапе своего творческого взлета Курочкин стремился именно к расширению тематики и проблематики оперетты.
С его легкой руки сцену театра оперетты завоевал мюзикл. Первый - "Черный дракон" Д.Модуньо и Ю.Уткина - появился на сцене Свердловского театра музыкальной комедии.
Надо сказать, что в 60-70 годы театр называли "лабораторией советской оперетты" не случайно. Две трети спектаклей режиссера Курочкина шли с пометкой на афише "Первое исполнение в России". При нем коллектив театра в 1983 году был награжден Орденом Трудового Красного Знамени, а спустя три года получил звание Академического. Первым среди театров "легкого жанра". На его спектакли съезжались со всей страны посмотреть, каковы "Девушка с голубыми глазами", "Рыцарь Синяя Борода", "Хэлло, Долли" в постановке Курочкина, какими находками удивит, потрясет, заворожит...
А Владимир Акимович продолжал искать. Завоевав новые тематические пространства и расширив границы жанра (получилось ведь!), он обратился к отечественной и зарубежной литературной классике, поставив Чехова - "Свадьбу с генералом" и Мопассана - "О, милый друг". Позже возродил спектакли "Табачный капитан" В.Щербачева, "Девичий переполох" Ю.Милютина.
В течение 10 лет он не ставил классику оперетты, так как признавался, что его "держало за руку качество либретто". Действительно, многочисленные режиссерские прочтения, конъюнктурные правки до неузнаваемости изменили первоначальные варианты многих оперетт. Но Курочкин обратился к ним лишь тогда, когда убедился, что сможет, сделает, то есть освободит их от многолетних штампов и наслоений и сумеет вдохнуть в них новую жизнь. А потом, буквально в течение двух сезонов, на сцене появились спектакль-концерт "Имре Кальман" и его "Веселая вдова" с новым текстом либретто В.Масса и М.Червинского. В изначальном варианте либретто этого спектакля Курочкин лишь сменил акцент, придав ему иронический оттенок. И "старушка вдова" помолодела, похорошела и прекрасно вписалась в современность. С тех пор классика прочно заняла подобающее ей место в репертуаре театра: "Фраскита" В.Легара, "Цыган-премьер", "Графиня Марица" И.Кальмана,
Да, театру повезло с режиссером Курочкиным, но нельзя не заметить, что и ему повезло с театром. Он начинал не на пустом месте. От предшественника Г.И.Кугушева ему достался "звездный" коллектив, и он сам был одним из них. Он начинал с такими классиками сцены, как М.Викс, Н.Энгель-Утина, А.Маренич. Ему достались традиции театра, которые он сумел сохранить и приумножить, - это "чистота помысла", высокое мастерство и чуткое отношение к актеру. Все, кто с ним работал, единодушно утверждают, что он был "актерским режиссером от Бога". У Владимира Акимовича было обостренное чутье на таланты. Он не только сохранил коллектив, но и заполнил пустующие ниши, объезжая выпускные спектакли по всей стране, рекрутируя таланты потенциальные, еще не амбициозные, а найдя, пестовал не лелея, совершенствовал не холя. "Он меня высмотрел, когда я бегала в массовке спектакля "Фиалка Монмартра", - делится воспоминаниями Г.Петрова. - Я тогда училась в ГИТИСе и, конечно же, мечтала попасть на сцену прославленного Свердловского театра. Владимир Акимович - моя счастливая судьба". А главный балетмейстер театра В.Разноглядов добавляет: "Я был настолько восхищен его талантом актера и режиссера, что даже представить не мог, что он позвонит мне сам и предложит стать главным балетмейстером лучшего театра страны, возьмет в свою команду. Это был восторг. Я не раздумывал ни минуты".
Режиссер Курочкин был одинаково требователен к "звездам" и начинающим и одинаково внимателен. Он умел создать комфортную обстановку для всех. "Когда он вальяжной походкой заходил в театр, - вспоминает народная артистка России Надежда Басаргина, - он заполнял все пространство светом и теплом, которое шло от него". В глаза и за глаза его называли "папой", что возможно только в дружной семье, а быть таковой - почти нонсенс для театрального коллектива, где испокон веков соперничество и конфликты - явление обычное. Как ему это удавалось? Во-первых, по отзывам коллег, он обладал колоссальной внутренней культурой, был безмерно порядочен. Во-вторых, он "брал на себя многое и за многое отвечал, и актеры верили ему бесконечно". Превращение оперетты в театр-ансамбль - одно из главных достижений Курочкина, на котором зиждется успех театра. А он был несомненным.
Каждое представление становилось праздником, давая заряд энергии и оптимизма и актерам и зрителям. Мы, молодые тогда и бескомпромиссные, увлеченные физикой, геологией, медициной, журналистикой, - все одинаково любили свою музкомедию. Мы ходили - кто на премьеры спектаклей, кто на Алису Виноградову, Виктора Сытника или Галину Петрову, кто на Легара и Кальмана. Не будучи завзятыми театралами, искусствоведами, мы не обращали внимания на фамилии режиссера, дирижера, балетмейстера, мы стремились в театр, потому что там всегда была атмосфера праздника, высокого накала страстей, там была великолепная игра актеров, потрясающая музыка, изумительные костюмы и декорации, - там было высокое искусство.
Он заведовал кафедрой музыкальной комедии в Уральской государственной консерватории с 1965 года, возглавлял Свердловское отделение Всесоюзного театрального общества.
С 1970 года — член центрального Правления Всесоюзного театрального общества (ВТО), а с 1983 (1984?) избран главой Свердловского отделения ВТО.
Но в 1986 с ним, как говорят коллеги, что-то случилось. Так же внезапно, как когда-то перестал играть, он оставил Свердловский театр. Он стал говорить о себе, как о режиссере музыкального театра, и уклонялся от объяснений. Ему было 64 года. Возможно, он "перерос" легкий жанр, возрастное мироощущение требовало иной сцены иного масштаба, вероятнее всего, им овладели новые идеи. Во всяком случае, проработав два года с 1986 ого в Московском государственном театре оперетты два года, параллельно преподавая в ГИТИСе и Московском музыкальном училище им. Гнесиных, он перебрался в Пермь художественным руководителем и главным режиссером Пермского театра оперы и балета им. П.И. Чайковского. Здесь он поставил "Евгения Онегина", который стал значительным событием в жизни города, и "Скупого рыцаря", "Мадам Баттерфляй", "Трубадура" на итальянском языке, "Самсона и Далилу" на французском, во многом экспериментальный спектакль «Три сестры Прозоровы». Последней его большой работой была новая редакция оперы Р.Леонковалло "Паяцы". Осуществил в России и за рубежом постановку более 100 спектаклей и телефильмов. Автор либретто оперетт и трёх опер.
Скончался 19 марта 2002 года в Москве. Похоронен в Екатеринбурге на Широкореченском кладбище. В Екатеринбурге проводится Международный конкурс молодых артистов оперетты и мюзикла имени Народного артиста СССР В. А. Курочкина. В 2003 году памяти В. А. Курочкина был посвящён поставленный в Екатеринбургском театре музыкальной комедии спектакль «Парк советского периода» (режиссер — народный артист РФ К. С. Стрежнев). На здании Екатеринбургского театра музыкальной комедии установлена мемориальная доска.